В окопах неверующих нет
Священник Плесецкой епархии вернулся из зоны специальной военной операции. Решение поехать в зону СВО протоиерей Дионисий Грушко, настоятель Иверского храма из Рочегды принял самостоятельно, как он говорит: «По зову сердца». Взяв благословение у правящего архиерея, епископа Плесецкого и Каргопольского Александра, весной этого года ему удалось осуществить задуманное.
- Отец Дионисий, сколько времени Вы были в командировке?
- Находился там ровно месяц: с 16 апреля по 16 мая. Служение православных священников-волонтёров совершается под эгидой Патриаршей гуманитарной миссии, а координатором выступал Синодальный социальный отдел.
- В чём заключалась духовная помощь, которую Вы оказывали бойцам?
- Задачей поездки, прежде всего, было духовное окормление российских воинов в госпиталях Министерства обороны в городе Луганске, но также пришлось посещать медучреждения на в некоторых районнах Луганской республики. В течение месяца регулярно проводились беседы с ранеными военнослужащими, совершались богослужения: молебны и панихиды, верующие бойцы могли прибегнуть к таинствам Исповеди, Соборования и Причастия.
- Многие ли, на Ваш взгляд, нуждаются в духовном окормлении? Много ли православных верующих среди бойцов?
- В духовном окормлении нуждаются практически все. В окопах неверующих нет. Практически все крещены. Если кто – то не успел сделать это дома, то обращаются к священникам там и принимают совершенно осознанно Святое Таинство Крещения. Лично я встретил среди солдат только двоих некрещёных. Один из них уже покрестился.
Подавляющее большинство военнослужащих ассоциируют себя с Православием (не менее 85%, что было проверено во время полных обходов двух госпиталей на праздник Пасхи), остальные - мусульмане и буддисты, но и они тоже с охотой шли на контакт со священником. Только в единичных случаях бойцы называли себя атеистами.
Показателем религиозного чувства среди военнослужащих является широкое использование флагов и шевронов с иконой Нерукотворного Спаса, Богородицы или Святых. Такие образа можно встретить в военных палатках, госпитальных палатах и в коридорах районных больниц, где пребывают раненые, на военной технике и на обмундировании российских солдат.
- Сколько человек обратилось к Вам за то время, когда Вы были в Луганске?
- Непосредственно ко мне за время командировки за духовной помощью обратились более 3000 бойцов. Некоторые посещали все проводимые богослужения, а некоторые обращались только с одним мучавшим их вопросом, но все было уделено максимальное внимание.
- Это говорит о востребованности там священнослужителей?
- Да. Постоянно присутствие православного духовенства на передовой, в боевых частях, на полигонах и в госпиталях показывает единство общества и Церкви. Вернувшись домой, бойцы будут помнить, что на СВО с ними рядом были священники, готовые в любое время оказать духовную помощь и поддержку. И таких батюшек много: это и штатные дивизионные священники, это и местное духовенство Донбасса, а также священники -волонтеры Патриаршей гуманитарной миссии.
Данный труд является миссией среди не православных воинов. Очень часто представители ислама, при виде священника, спрашивали: «А к нам имам придёт?», на что можно было сказать только одно – не знаю. Можно предположить, что и эти моменты все военнослужащие тоже заметили и запомнили.
Кроме военнослужащих, за духовной помощью обращался и персонал госпиталей: врачи, фельдшера, медсестры и православные сестры милосердия. Многие из них не являются военными и трудятся по краткосрочным контрактам. По просьбе военврачей были освящены реанимация и операционная в полевом госпитале «Витязь».
- Испытывали ли Вы чувство страха?
- Буду откровенен: когда я поехал на СВО, помимо того, что первоочередным желанием было духовно помочь нашим бойцам и понять: нужны ли мы (Церковь в целом и священники в частности) бойцам. Также ещё хотел и проверить себя.
- Какой вывод сделали?
- Несмотря на обычную работу, которую священники выполняют и на своих приходах, приходилось помнить, что священник пребывает в зоне боевых действий. Здесь можно всегда неожиданно столкнуться с обстрелами, действиями диверсантов или негативным отношением некоторых жителей народных республик сочувствующих киевскому режиму. А военные госпиталя ежедневно по многу раз подвергаются ракетным угрозам, особенно участились объявления об опасности ракетных атак после Пасхи и 9 мая. Чувства страха я не испытал, вероятно из-за того, что непосредственно под бомбежку, слава Богу, не попадал.
В целом, поездка для меня, с помощью Божией, прошла благополучно. Я получил ответ на самый главный свой вопрос: насколько мы (православные священники) нужны в такие тяжелые для государства и народа времена? Он очевиден, - и Православие в целом, и священники, в частности, в настоящее время востребованы, как никогда и российским воинством, и российским обществом.
Беседовала Дарья Андреева.
Фото предоставил протоиерей Дионисий Грушко.
Священник Плесецкой епархии вернулся из зоны специальной военной операции. Решение поехать в зону СВО протоиерей Дионисий Грушко, настоятель Иверского храма из Рочегды принял самостоятельно, как он говорит: «По зову сердца». Взяв благословение у правящего архиерея, епископа Плесецкого и Каргопольского Александра, весной этого года ему удалось осуществить задуманное.
- Отец Дионисий, сколько времени Вы были в командировке?
- Находился там ровно месяц: с 16 апреля по 16 мая. Служение православных священников-волонтёров совершается под эгидой Патриаршей гуманитарной миссии, а координатором выступал Синодальный социальный отдел.
- В чём заключалась духовная помощь, которую Вы оказывали бойцам?
- Задачей поездки, прежде всего, было духовное окормление российских воинов в госпиталях Министерства обороны в городе Луганске, но также пришлось посещать медучреждения на в некоторых районнах Луганской республики. В течение месяца регулярно проводились беседы с ранеными военнослужащими, совершались богослужения: молебны и панихиды, верующие бойцы могли прибегнуть к таинствам Исповеди, Соборования и Причастия.
- Многие ли, на Ваш взгляд, нуждаются в духовном окормлении? Много ли православных верующих среди бойцов?
- В духовном окормлении нуждаются практически все. В окопах неверующих нет. Практически все крещены. Если кто – то не успел сделать это дома, то обращаются к священникам там и принимают совершенно осознанно Святое Таинство Крещения. Лично я встретил среди солдат только двоих некрещёных. Один из них уже покрестился.
Подавляющее большинство военнослужащих ассоциируют себя с Православием (не менее 85%, что было проверено во время полных обходов двух госпиталей на праздник Пасхи), остальные - мусульмане и буддисты, но и они тоже с охотой шли на контакт со священником. Только в единичных случаях бойцы называли себя атеистами.
Показателем религиозного чувства среди военнослужащих является широкое использование флагов и шевронов с иконой Нерукотворного Спаса, Богородицы или Святых. Такие образа можно встретить в военных палатках, госпитальных палатах и в коридорах районных больниц, где пребывают раненые, на военной технике и на обмундировании российских солдат.
- Сколько человек обратилось к Вам за то время, когда Вы были в Луганске?
- Непосредственно ко мне за время командировки за духовной помощью обратились более 3000 бойцов. Некоторые посещали все проводимые богослужения, а некоторые обращались только с одним мучавшим их вопросом, но все было уделено максимальное внимание.
- Это говорит о востребованности там священнослужителей?
- Да. Постоянно присутствие православного духовенства на передовой, в боевых частях, на полигонах и в госпиталях показывает единство общества и Церкви. Вернувшись домой, бойцы будут помнить, что на СВО с ними рядом были священники, готовые в любое время оказать духовную помощь и поддержку. И таких батюшек много: это и штатные дивизионные священники, это и местное духовенство Донбасса, а также священники -волонтеры Патриаршей гуманитарной миссии.
Данный труд является миссией среди не православных воинов. Очень часто представители ислама, при виде священника, спрашивали: «А к нам имам придёт?», на что можно было сказать только одно – не знаю. Можно предположить, что и эти моменты все военнослужащие тоже заметили и запомнили.
Кроме военнослужащих, за духовной помощью обращался и персонал госпиталей: врачи, фельдшера, медсестры и православные сестры милосердия. Многие из них не являются военными и трудятся по краткосрочным контрактам. По просьбе военврачей были освящены реанимация и операционная в полевом госпитале «Витязь».
- Испытывали ли Вы чувство страха?
- Буду откровенен: когда я поехал на СВО, помимо того, что первоочередным желанием было духовно помочь нашим бойцам и понять: нужны ли мы (Церковь в целом и священники в частности) бойцам. Также ещё хотел и проверить себя.
- Какой вывод сделали?
- Несмотря на обычную работу, которую священники выполняют и на своих приходах, приходилось помнить, что священник пребывает в зоне боевых действий. Здесь можно всегда неожиданно столкнуться с обстрелами, действиями диверсантов или негативным отношением некоторых жителей народных республик сочувствующих киевскому режиму. А военные госпиталя ежедневно по многу раз подвергаются ракетным угрозам, особенно участились объявления об опасности ракетных атак после Пасхи и 9 мая. Чувства страха я не испытал, вероятно из-за того, что непосредственно под бомбежку, слава Богу, не попадал.
В целом, поездка для меня, с помощью Божией, прошла благополучно. Я получил ответ на самый главный свой вопрос: насколько мы (православные священники) нужны в такие тяжелые для государства и народа времена? Он очевиден, - и Православие в целом, и священники, в частности, в настоящее время востребованы, как никогда и российским воинством, и российским обществом.
Беседовала Дарья Андреева.
Фото предоставил протоиерей Дионисий Грушко.