Святые Архангельской земли нашей епархии

Преподобный Никодим Кожеезерский, Хозьюгский чудотворец

†1640

Память 3 / 16 июля и 31 октября / 13 ноября


Молитва преподобному Никодиму Кожеезерскому

O преподобне и Богоносне отче наш Никодиме! Велие имея к Богу дерзновение, молися выну о всех нас, зане буря многих бед и скорбей обдержит ны: недузи телеснии, болезни душевныя, приражения вражия обуревают ны. Ходит бо враг наш, иский кого поглотити, и ежечасно от того уловляемся; о спасении же своем нерадяще, несмы достойни воззрети на высоту небесную. Но ты буди нам помощник скорый и избавитель: яко сам искушен быв от врага, победив же сего доблественне, вразуми ны, да разумеем того ковы и приражения. Подаждь убо нам память смертную, слезы покаяния и надежду спасения, да не во отчаяние впадем, ниже дерзостным на милосердие Божие упованием, во гресех же пребыванием в конец себе погубим, но да будет нам память грехов наших во источник теплых слез и сокрушения сердечнаго, милосердие же Божие и благодать Его молитвами твоими во спасение наше, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие святаго преподобного Никодима Кожеезерского

Преподобный Никодим родился в Ярославской губернии, близ г. Ростова, в селе Иванько веи наречен во св. крещении Никитою. Родители его были земледельцы, люди трудолю бивые и благочестивые, воспитали его в страхе Божием, научив благонравию и читать церковные письмена. В малолетстве он часто находился с отцом в поле; однажды, быв один и пася стадо родительского скота, он внезапно услышал, как будто свыше от возду ха, голос, взывавший к нему «Никодим! Никодим!» Пораженный этим необыкновенным голосом, озираясь кругом и не видя никого зовущего, он в испуге возвратился домой и рассказал родителям о случившемся. Родители успокоили его и предвозвестили ему в бу дущем иной род жизни; а он, как послушный сын, оставался в дому их до самой их кончи ны, вскоре за тем последовавшей. Оставшись в юных летах сиротою и отдав родителям последний долг погребения, он отправился в Ярославль, где пробыл долгое время и научился ковать гвозди. Из Ярославля он пошел в Москву, где жил также долго, занима ясь деланием и продажей гвоздей, от чего и имел пропитание, а излишнее постоянно пода вал нищим; весьма часто посещал церкви, молился благоговейно, со смирением о своем спасении, не забывая никогда взывавшего к нему на поле голоса и предречения родитель ского.

Соседом его жилища в Москве был некто простолюдин, пришедший из Твери и также за нимающийся деланием и продажею гвоздей; он был в дружбе с блаженным, уже и тогда, Никитою, но имел крайне злую и непотребную жену, - «яже и блудница бяше», говорит описатель жития преподобного Никодима иеромонах Иаков. Благочестивая жизнь сего че ловека и частые посещения его блаженным Никитою были конечно не по сердцу и не по душе этой женщине, а потому вознамерясь, как бы то ни было, она однажды сварила для его обеда кисель с ядом. Ничего не подозревая, муж ее, по чистому обычаю, пригласил к своему обеду и Никиту. Когда они кончили обед, то муж сей женщины вскоре помер в тя желых мучениях; а Никита, хотя Всеблагим Промыслом Господа и избавлен был от преж девременной и напрасной смерти, но страдал от сего долгое время тяжкою болью в утро бе. От этих страданий, не будучи в силах работать один, Никита решился распродать свои изделия и идти в другие места.

Когда он вышел с ними на торжище, то приблизился к нему незнакомец, в странном одея нии и сказал блаженному: «Никита, чем болишь ты и что приключилось тебе? Скажи мне все подробно и без всякого сомнения». Когда же страдалец рассказал ему все о случив шемся и о продолжающихся его мучениях от яда, то незнакомец сказал ему: «приходи, чадо Никита, в шестой час дня на ров в соборе Покровский, там увидишь меня, я дам тебе нечто пить; молитвы Пресвятыя Богородицы помогут тебе и ты будешь здоров». Блажен ный Никита, хотя с великим от болезни трудом, пришел на указанное сим человеком ме сто и увидел его, идущего к нему на встречу, с небольшим сосудом в руке. Никита, по по велению незнакомца, осенил себя и сосуд крестным знамением и лишь выпил, что в нем находилось, - тотчас сделался здоров и возблагодарив Бога, пошел обратно, а странник скрылся от его взоров. По исцелении, немного спустя времени, блаженный Никита, прохо дя мимо места, называемого Кулишки, где в земляной куще жил другой человек Божий – юродивый Илия, кругом которого толпилось множество народа, остановился пред ним, а Илия, обратясь к нему, спросил его Пророческим голосом: «откуда пришел сюда, Хозьюг ский пустынник?». Не уразумев вполне этих слов, блаженный Никита понял однако же, что это непростые слова, - а признание свыше, и с сей минуты начал промышлять как бы уединиться ему от суетного мира и спастись. В сем размышлении и приняв твердое наме рение, он вскоре самым делом исполнил его; продав все, что имел и раздав нищим, прихо дит в обитель Чуда Архистратига Михаила (Чудов монастырь в Кремле), падает к ногам Архимандрита Пафнутия и со всем смирением и покорностию просит его молитв и благо словения.

Пафнутий, благословив его, спросил: «Зачем ты пришел к нам, нищим, чадо?» Тогда бла женный Никита, повергая себя на землю пред ногами его, жалостно, от всего сердца и души, со слезами умолял Пафнутия облечь его в монашеский образ.

Архимандрит, видя добровольное согласие и усердие Никиты к духовной и монашеской жизни, также заметя в нем кроткий нрав, с глубоким смирением, и прозрев в нем доброде тели и будущее непорочное, ангельское его житие, уступил неотступным молениям Ники ты и принял его в число своей братии, возложив на него прежде сорокадневный строгий пост, молитвы и тяжкие послушания. Все сии послушания проходил, посты и молитвы со вершал блаженный Никита с любовию, крепостию и твердостию выше сил человеческих, к изумлению всей братии и в это же время изучился от настоятеля Божественному писа нию.

Тогда архимандрит Пафнутий, внимая новым и еще усерднейшим молениям блаженного Никиты о пострижении и видя крепкое в добродетели его житие, облек его в одежду ино ка и нарек Никодимом. Так исполнился пророческий глас свыше на поле, когда он пас ста да своих родителей. С отнятием власов блаженный Никита отнимает свою волю, во всем отвергает себя, безпрекословно, с охотою и любовию исполняет всякое веление своего ду ховного отца архимандрита Пафнутия. Вполне постигнув умом, душою и сердцем, что по стригшемуся иноку от начала и до конца своей жизни всего необходимее не иметь своей воли, но держать послушание, смирение и мудрость, ибо и в Божественных Писаниях пи шется, что послушание есть жизнь вечная, небесная лестница, сокращенный восход, бо гатство венцев, ангельское дело и безстрастное течение.

После пострижения блаженный Никодим в сей обители, по повелению архимандрита, на чал проходить разные монастырские службы и трудиться на всю братию честно, усердно, прилагая труды к трудам, так что все иноки дивились жестокости его жизни и все горели к нему любовию. Ибо блаженный был во всем кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив, в пище и питье крайне воздержан, пред всеми, а особливо пред старцами, молчалив и не дерзок, никогда и никому не прекословил, в скорбях и болезнях терпелив. Ненавидя славы и похвал, всегда избегал их, считая себя пред Богом грешнейшим и худ шим из всех людей, ни на кого не сердился, словом, вел ангельскую жизнь; жестоким воз держанием, неусыпными и тяжкими трудами и терпением, умерщвляя страсти и плот ские похоти, был вместе с тем мудр, мужествен, правдив и целомудрен. Как он украшался всеми сими добродетелями и довольно научен был архимандритом Пафнутием Боже ственному Писанию, то вскоре поручена была ему и церковная служба, именно – «канди ло-вжигательная».

Пробыв в сей обители 11 лет, в 1602 году, когда архимандрит Пафнутий за благочестивую жизнь свою возведен был в сан митрополита Сарского и Подонского, то и Никодим, убе жденный им, последовал за ним на Крутицы. Но, пробыв там с учителем одно лето, избе гая временной славы, он начал помышлять о пустынной безмолвной жизни, почему неод нократно просил Пафнутия благословить его в желаемое путешествие. Пафнутий, любя его искренне и жалея расстаться с ним, всеми мерами удерживал его от этого, но убежден ный, наконец, неотступными его просьбами и молитвами, митрополит благословил его, дав ему в сопутницы Владимирскую икону Пресвятыя Богородицы. Получив сию драго ценность, блаженный Никодим, как бы получив вдохновение свыше, воздал хвалу Богу, сказав: «Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей», - с радостию по шел к Северу, в приморские страны и, достигши в 1603 году Кожеозерского монастыря, поселился в нем.

В сем монастыре преподобный Никодим пробыл только полтора года, пек для братии хлеб, приготовлял кушанье и исполнял с любовию и терпением все службы монастырские. Не только никогда не пропускал он Божественной службы, но и в храм приходил всегда прежде всех. Любимый всеми братиями и прославляемый ими за свою строгую, кроткую и примерную жизнь, но имея все похвалы и славу себе в осуждение, помня при том слова великого Афанасия: «Ржа снедает железо, так снедается и монах от похвалы человеческая, если сердце его прилежит к оной». Преподобный Никодим замыслил избегнуть сих по хвал и избрать совершенно отшельническую жизнь. Поэтому, оставив монастырь, он ушел во внутреннюю пустынь за пять поприщ от монастыря, на реку Хозьюгу, где соградил себе собственными руками келейцу малу, токмо в меру единого человека, и поселился в ней с благословения настоятеля. Таким образом сбылось предречение блаженного Илии в Москве на Кулишках, назвавшего его 13 лет тому назад «Хозьюгским пустынником».

В сей скорбной пустыни, окруженной непроходимыми мхами и болотами, преподобный Никодим провел 36 лет, во всем подражая преподобным отцам Антонию Великому, Павлу Фивейскому и Онуфрию Великому, стоя дни и ночи в слезах, на бдении и молитвах, ни когда не ложился спать на ложе, а дремал только, и то немного: или стоя, не прислонясь даже к стене, как будто кем поддерживаемый, или же сидя, когда ослабевали его силы и уставали стопы. В пищу употреблял пустынные травы и коренья или же, очистив часть леса и вскопав сам землю, сеял репу, часть которой оставлял себе на пищу, а большую часть отсылал постоянно в монастырь на братию. Также ловил в реке Хозьюге небольшой удой рыбу, которую прежде квасил и потом уже вкушал от нее немного, не почитая себя достойным даже свежей пищи. Пил одну воду и изредка сначала молоко, которое прино сили ему из монастыря, но и от него вскоре отрекся.

Преподобный в сей келии часто говорил себе: «О смиренный Никодим, обрел ты себе ме сто безмолвное для своего спасения, и так воспряни духом в сие краткое, мимотекущее время. Хотя и в единонадесятый час, ибо вечер уже приблизился и праведный Судия при дет со славою воздать каждому по делам его».

Иеромонах Иаков, ученик и описатель жизни преподобного Никодима, говорит, между прочим, что в начале своей отшельнической жизни Никодим претерпел многия неизречен ныя искушении от наваждения бесовского, которых и описать всех невозможно, но ни разу не устрашился демонов, представлявшихся ему в разных видах, спасаясь от них псалмопением и молитвами, исходившими из уст его безпрерывно.

Исполняясь уже чудодейственной силы. Святости и других даров благодати Божией, он недолго прожил спокойно в своей любимой келии.

Однажды в зимнее время настоятель Кожеозерской обители послал некоторых из монаше ствующих братий посетить преподобного и с ними отправил что нужно было для его по требностей. Они едва могли найти его келию, занесенную от сильных бурь огромными снежными сугробами. С ними вместе пришли испросить его благословения некоторые из жителей монастырского коровьего двора, которые и прежде приходили к нему часто за тем же благословением и снабжала его необходимою пищею, так как он уже изнурил себя, состарился и не мог сам более работать, как прежде, в лесу или в поле. А при том они пи тали к нему большую веру и любовь за дивную жизнь его.

Они нашли преподобного под снегом, как будто бы в пещере, молившегося со слезами и возле него, вместо воды – снег, которым он утолял жажду, ожидая, доколе не растаят по гребшие его снега. Видя такие неимоверные подвиги, видя и келию, уже полуразрушен ную, добрые мужички – работники монастыря, просили у преподобного благословения и приказания построить для него, не в дальнем расстоянии, новую келию. Но преподобный, возбраняя им это желание, говорил: «Не делайте мне, чада, яко да умру в сей малой моей келии».

Однако любовь неотступно просящих его иноков и мирян тронули человеколюбивое серд це преподобного и он, вопреки своему сердечному желанию – окончить дни в устроенной его руками малой келии – со вздохом и слезами благословил их сотворить ими желаемое, глаголя: «Яко же хощете, чада, тако и творити». Малая келия, построенная его руками и полуразрушенная, казалась ему красивее и обширнее всех чертогов. Просившие, получив благословение Никодима, скоро устроили вверху, по той же реке Хозьюге, не более как в 1/2 версте от старой, новую келию, с малыми сенцами, и пришли просить его о переселе нии туда. Воздохнув из глубины сердечной, преподобный отправился за ними на новосе лие, уже старый и хилый.

Но, исполнив неотступные их просьбы и моления, он и сам просил и умолял сих крестьян ископать близ новой его келии большую и глубокую яму, не объявляя им о своем намере нии. И когда она была готова, то преподобный Никодим часто в нее лазил и в сокрушении своего сердца молился там Богу и однажды пробыл в ней 40 дней и 40 ночей, не выходя ни разу, без малейшей пищи и питья, день и ночь моляся Спасителю и питаемый единственно Божию благодатию. Таким образом преподобный и любви ближнему не вос противился, и перемену его жилища на новое удобнейшее старался вознаградить новыми, необыкновенными подвигами поста и молитвы. Так он жил в новой келии не малое еще время, получив от Господа высокую прозорливость и творя чудеса, - о чем теперь и следу ет повествовать.

Чудеса преподобного отца нашего Никодима во время земной его отшельнической жизни и его преставления

1) Преподобный Никодим имел в Кожеозерской обители одного близкого к себе ино ка, который проводил добродетельную жизнь и часто приходил к нему в пустыню за благословением, и Никодим всегда принимал его с радостию и любил его за смирение. Этот инок был послан от игумена обители Авраамия для управления мо настырским селом на реке Онеге, где он жил и правил имением немало время. При отправлении его в путь преподобный Никодим сам просил его, чтобы он купил и прислал к нему, с кем-нибудь, в пустыню несколько маленьких удочек, что тот и выполнил с радостию; но посылая с посторонним человеком рыбные уды, завернул вместе с ними в платок несколько серебряных монет на нужды преподобного. Когда явился к преподобному посланный и по монастырскому уставу сотворил пред кельею его обычную молитву, то Никодим, увидя его из окошка кланяющегося, просящего себе и пославшему благословения и подающего завязанный платок, прозрел о находящемся в платке и ответил: «Чадо, развяжи узел, уды отдай мне, а серебряные монеты возьми себе.» Посланный исполнил приказание, благодаря Бога и дивясь прозорливости святого.

2) Господь сказал: «Никто же светильника в себе, поставляет его под спудом, но на свещниц – да светит всем, иже во храмине суть». Спаситель наш Иисус Христос из рекший также: «Прославляющия Мя прославлю», - возжегши светильник всех до бродетелей в преподобном Никодиме не только не скрыл его под спудом, но за многое его терпение, труды и прославление Своего имени прославил и его даром чудотворения, не только на земле, но и для плавающих на море.

В 1630 году два архангельских рыбопромышленника: Кирияк, Конон Козлов и Иван Максимов –Пешков пришли в Кожеозерскую обитель отслужить благодарственный молебен за спасение их в Белом море от потопления и между прочим настоятелю мо настыря и всей братии рассказали следующее: «Плыли мы с товарищами в лодке, из реки Варзуги, в последний путь осеннего времени. Вышли в море благополучно, но там вдруг настала сильная буря и окружившими льдинами отнесла нас от берега, более чем на пять верст. Долго мы носились по морю, не имея, за толщиною льдов, пристать к берегу, думали уже лишиться жизни и в отчаянном положении начали усердно мо литься милосердому Господу о спасении нашем, призывая на помощь Пресвятую Ма терь Божию и многих святых Его Угодников. Вспомнили в это время и о преподобном Никодиме, о чудесах которого, не видав его, много слышали, просили и его, мысленно, помолиться за нас. Сидя вдвоем на корме, от усталости и большого труда впали в са мый тонкий сон и видим во сне, что к нам подошел старец и сказал: «Знаете ли вы Хо зьюгскаго пустынника Никодима, которого призываете в молитвах на помощь?» И с сими словами, став на корму, начал править лодку к берегу, успокаивая нас при том словами: «Не бойтесь, чада, но все упование возложите на Бога и на Пречистую Бого родицу и вы спасетесь от беды сей.»

А между тем лодка наша, при управлении чудным кормчим, шла к берегу, как бы по реке, между образовавшимися двумя льдистыми берегами, и мы пристали ни чем не вредимы. Это случилось за девять лет до преставления преподобного. И слава о нем прошла повсюду. И многие приходили к нему в пустыню за благословением и молит вами, дивясь его терпению; ибо видели в нем совершенного человека Божия, ведущего небесную жизнь.

3) Еще прежде сего события на море он прославился даром прозорливости и исцеле ния болезней. Так, в 1624 году, во время поста Апостолов Петра и Павла, игумен Кожеозерской обители Авраамий, взяв с собою инока Моисея и послушника Иоан на Дятлева, отправился посетить преподобного. Приплыв по озеру и по реке Хо зьюге к берегу, они за поприще до кельи преподобного пошли пешком, а он встре тил их на полпоприще. По обычных поклонах и взаимных благословениях, игумен спросил его: «Кто возвестил тебе, преподобный, о нашем пришествии?» Он же от вечал: «Я ожидал тебя, отче, в эти дни, а мне никто не сказывал о тебе».

С игуменом в первый раз пришел к преподобному помянутый Иоанн Дятлев; и между тем как игумен дивился еще предвидению Никодима в будущем, преподобный, по прошествии в келию сам спросил игумена: «А сей Иоанн Дятлев давно ли в монастыре живет?» Изумленный игумен отвечал ему вопросом: «А ты, отче, почему его знаешь и называешь по имени?» Тогда преподобный, поникнув головою, сказал: «Я отче, у тебя спрашиваю о нем.» Авраамий отвечает, что Иоанн живет в монастыре только две неде ли и что страдает сильно глазами, не имея возможности читать и книги, а вместе с тем просит преподобного помолиться Богу об исцелении сего послушника. Иоанн Дятлев, пораженный встречею и вопросом преподобного Никодима не менее самого игумена и уверовав уже в благодать Божию, чудодействующую во святом, сам, падши в ноги преподобному, просит также его молитв об исцелении своем от глазной болезни. По довольной за тем беседе о душеспасительных предметах, посетители возвращаются домой, а Иоанн Дятлев уже по дороге чувствует, что болезнь его облегчается. Но как смиренномудр был прозорливый Чудотворец! - Когда при расставании игумен Авраамий просит преподобного Никодима помолиться о нем ко Господу, да подаст ему оставление грехов и спасет душу его, то Никодим взаимно просил игумена помолиться о нем грешном, когда будет приносить Святые Дары, да помилует Бог его непотребного.

4) В то же лето игумен Авраамий вместе с Иоанном Дятлевым вновь посетили св. Ни кодима и также были встречены им далеко от кельи; иноки остались беседовать в поле, а Иоанн пошел уснуть в кельи Никодима и так угорел, что едва выполз из оной и лежал на пороге. Преподобный провидел о случившемся, пришел навестить Иоанна, подал совет молиться Богу, и в тот же час Дятлев встал невредим, не чув ствуя ни малейшей в голове боли. Затем игумен с Иоанном сели в карбас и поплы ли вверх по реке Хозьюге осмотреть новоочищенные сенные покосы. По возвраще нии назад увидели преподобного Никодима, прогуливающегося по берегу реки, окруженного со всех сторон стадом оленей, мирно пасшихся. На вопрос игумена, как олени пасутся, не боясь его, преподобный со смирением отвечал, что они часто приходят сюда, но олени, при первых словах игумена, все стремглав разбежались по пустыне. С этой минуты Иоанн Дятлев совершенно исцелился от глазной болез ни, так что мог читать Божественные книги без всякого препятствия.

5) По некотором времени, тот же Иоанн Дятлев сам о себе повествует: в пост Рожде ства Христова, за неделю до праздника допустил нетрезвость, отчего не только го лова, но и глаза его вновь разболелись ужаснейшею болью. Долго скрывая болезнь свою, он наконец Великим постом, незадолго до Пасхи, вздумал лечиться у како го-то неизвестного человека, притом тайно от братии и ночью. Но лишь только принял он лекарство, как боль от головы и глаз увеличилась, изо рта и носа потекла ручьями кровь и текла всю ночь. Дятлев обратился к другим врачам, но и от них не получил ни малейшего облегчения, а между тем наступал праздник Пасхи. Тогда он вспомнил, что преподобный Никодим молитвами своими исцеляет все болезни, с верою к нему притекающих. Дятлев имел у себя небольшой лоскут от мантии преподобного; взяв его с верою, он закрыл ими рот и ноздри, и в то же мгновение течение крови прекратилось.

6) В 1636 году, 8 сентября, менее чем за год до своего преставления, преподобный Никодим явился во сне тому же Дятлеву, страдавшему тогда желудком, и прикос нувшись руками к больному месту, сказал: «Чадо Иоанне! Я всегда молю о тебе Бога, чтобы он подал о тебе исцеление», - и с этими словами стал невидим, а Иоанн Дятлев с тех пор и до смерти ничем уже болен не был.

Патриаршая шуба

Слава о чудесах и необыкновенно строгой, постнической жизни преподобного Нико дима достигла наконец до Москвы и до святейшего патриарха Иоасафа I, который с нарочными послал к преподобному в 1639 году в дар свою дорогую патриаршую шубу, прося его благословения, заповедал ему молиться за благоверного царя, за все христолюбивое воинство и за вся православные христианы. Преподобный, приняв шубу с великою честию, облобызал ее и, вознесши за царя и патриарха молитву, ото слал шубу тогда же в монастырь, сказав: «Довлеет моей худости единого рубища», считая себя недостойным носить ее, потому что в течении стольких лет обык носить худое и многошвейное рубище, едва прикрывавшее наготу его.

Последние дни Никодима

Сказав сии слова, преподобный Никодим начал молиться, говоря: «Владыко, Господи, Иисусе Христе, сподоби мя сообщника быти славы Святых Твоих и с теми причаститися Царствию Твоему, и сопричти с теми во свете Твоем, его же уготовал еси праведникам Твоим».Не успел преподобный окончить своей молитвы, как явились пред ним два мужа – один в святительской, другой в монашеской одежде. Думая, что это привидение, Никодим испугался, но одетый в святительскую одежду сказал ему: «Не бойся, раб Христов, пу стынный житель и ревнитель преподобным! Господь послал нас возвестить тебе о скором твоем преставлении, ибо вскоре примешь благое Иерусалима, уготованное от Господа лю бящим Его.

На вопрос Никодима, припадшего к ногам их, кто они, первый отвечал: « я Алексий, Мит рополит Московский, а со мною Дионисий, архимандрит Сергиевского монастыря Святой Троицы. О преподобный! О чем ты молился Господу, то будет по твоему прошению, при чтен будешь со святыми и водворишься во Царствии Небесном». И с этими словами оба стали невидимы.

После сих слов, преподобный Никодим, исполняясь духовной радости, воздал славу и благодарение Богу и чувствуя уже, что тело его изнемогает, призвал к себе настоятеля мо настыря Игумена Иону, рассказал ему подробно о своем видении во время молитвы, и о своем скором отшествии, и просил причастия Святых Христовых Таин.

Иона начал упрашивать Никодима выйти из уединения в обитель, подать ей благослове ние и перед кончиною помолиться там за всю братию; на что преподобный отвечал, что он желал бы умереть в своей смиренной келии. Но как прошения игумена были убеди тельны и неотступны, то Никодим, покорный даже до смерти своим наставникам, оставил свою любимую пустыню, в которой так долго и много подвизался на невидимого врага, вышел из своей келии, и пред вратами монастыря встречен был всею братиею, с большою от всех честию, ибо все видели в нем святого. Каждый из братии приступал к нему с благоговением, лобызал его и, принимая от него благословение и святую молитву, как не который дар свыше, приглашал его поселиться в своей келии, ревнуя каждый послужить ему. Но преподобный Никодим, желая до конца сохранить безмолвие, увидав маленькую пустую келийку, вошел в нее и в ней стал ожидать своего отшествия, непрестанно молясь Господу и Пресвятой Богоматери, весьма часто приобщаясь Святых Христовых Таин и та ким образом соблюдая строжайший пост, пробыл в сей келии 47 дней. В услужении ему был представлен помянутый прежде послушник Иоанн Дятлев, который трудился уже со смирением на всю братию и которого любил преподобный за его кротость и благонравие.

Кончина преподобного Никодима

В день кончины преподобного Никодима Дятлев шел из братской трапезы, после обеда, на послушание и, проходя мимо его кельи, стоявшей на пути, услышал голос Никодима, зо вущего его к себе. Отворив дверь в сени пред кельею, он увидел преподобного, сидящего на сенном пороге и просящего его отвести на место в келью, ибо он очень уж ослаб и не мог сам подняться с места. Когда Дятлев исполнил сие приказание, то преподобный благословил его сими словами: «Иди, чадо Иоанне, с миром. Господь с тобою да будет во все дни живота твоего». Приняв сие благословение, Дятлев оставил преподобного; но вскоре за тем и игумен, с братиею, выйдя из трапезной, ощутили необыкновенное благо ухание. Дивясь сему и озираясь кругом, желая узнать откуда оное исходит, они обрати лись, между прочим, и к келье преподобного Никодима и почувствовав, что благоухание истекает из нее, обрадовались сему и пошли к нему. Видя же, что келья затворена и не по лучив ни ответа, ни благословения на свое обычное воззвание, они сами вошли в нее и нашли преподобного уже скончавшимся, а лицо его было светлое и радостное. Это совер шилось 3-го июля 1639 года. Игумен и братия, совершив с благоговением обряд отпева ния, тело его, исполненное благоухания и светлости, погребли честно близ церкви Бого явления Господня, на южной стороне, покрыв могилу синею плитою; многие чудеса и ис целения подавались с верою приходившими с верою к святому гробу его.

И так преподобный Никодим прожил в Чудовом монастыре 11 лет, на Крутицах полтора года, в Хозьюгской келье 36 лет безвыходно и в Кожеозерском монастыре 47 дней, а всего в монашестве более 48 лет. Мощи преподобного покоятся ныне на правой стороне, в ниж ней Богоявленской церкви, под спудом. Лик его изображен на украшенной искусною резь бою и вызолоченной гробнице, которая находится под балдахином.

После преставления преподобного первая его келья была разобрана, и на ее месте был по ставлен животворящий крест, в память его духовных подвигов и на поклонение право славным христианам, которые в летнее время, в страду, приходят на богомолье в Ко жеозерскую пустынь.